Яндекс.Метрика

Проект «Живые уроки»

В январе 2019 года исполнилось  пять лет сотрудничеству нашего учреждения с МБОУ «Юринская средняя общеобразовательная  школа им. С.А.Лосева». Проект,  предполагающий проведение сотрудниками замка занятий  по краеведению, культуре, истории родного края,  образовательных экскурсий  и мастер-классов для обучающихся школы является частью федеральной программы «Живые уроки».

Цель проекта — изучение родной страны и приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного, творческого развития, а также патриотического воспитания подрастающего поколения

Итоги «живых уроков»:

— расширение и закрепление знаний по школьным предметам;

— повышение интеллектуального, культурного и духовного уровня школьников;

— воспитание гражданско-патриотической позиции детей;

— продолжение национальных традиций;

— развитие творческих способностей учащихся.

Пять лет – достаточный срок, чтобы подвести итоги образовательной  работы.

2014 год был объявлен Годом культуры, что давало большое поле деятельности. Отметим два наиболее значимых проекта, осуществленных в рамках его проведения. В апреле был проведен цикл мероприятий под общим названием «Неделя марийской культуры».  Примечательно, что «неделя» длилась 14 дней,  так как мероприятия были очень востребованы и на них побывали практически все классы. «Живые» уроки были построены в интерактивном ключе. Ребята  познакомились с государственными символами республики и их значением, с марийским эпосом,  обычаями и традициями, попробовали блюдо национальной кухни, посмотрели и даже потрогали крестьянскую деревянную утварь, примерили лапти.

В декабре состоялась «Неделя русской культуры». Один из уроков назывался «У самовара».   За большим столом разместился весь класс. Во главе стола красовался, конечно же, самовар.  Сотрудницы замка в традиционных русских сарафанах рассказали о появлении чая на Руси, о традициях чаепития, о том, что пили наши предки до появления чая; угостили детей русским национальным напитком – сбитнем; провели тематическую викторину. А затем было чаепитие. К этому мероприятию была подготовлена небольшая выставка самоваров и чайных принадлежностей.

2015 год – год 70-летия Победы над фашистской Германией и, естественно, этому юбилею было уделено особое внимание. Для учащихся был подготовлен проект в виде виртуальной выставки «Память священной войны». Фотографии фронтовых писем и боевых наград, солдатской шинели, громкоговорителя, по которому на площади поселка транслировались военные сводки совинформбюро – лишь небольшая часть музейных экспонатов. Обучающиеся школы — с первого по десятый класс  — побывали на этом уроке.

Ежегодно, в преддверии Дня Победы, проводится декада патриотического воспитания. Для школьников организуются тематические экскурсии и готовятся электронные презентиции. Их темы: «Народ – победитель», «Две судьбы, опалённые войной», «Подвигом славны твои земляки», «Юринский район в годы Великой Отечественной войны: память сурового времени», «ОСОАВИАХИМ в годы войны», «Дневник военнопленного». Несколько слов о последнем проекте. Недавно в братской могиле советских военнопленных в Карелии был найден хорошо сохранившейся дневник нашего земляка, уроженца деревни Моршавино, Галибина Анатолия Ивановича. В нем он описывает все ужасы пребывания в лагере. Живое свидетельство участника войны прозводит неизгладимое впечатление.

Мы – наследники Великой   Победы советского народа над гитлеровским фашизмом, поэтому эти мероприятия имеют четкую цель: сформировать у подрастающего поколения чувство гордости за страну, её защитников и тружеников тыла, сокрушивших врага в годы Великой Отечественной войны.

Большое внимание уделяется краеведческим темам. Для  старшеклассников был подготовлен очень интересный проект о промышленных предприятиях Юрина. Школьники не только узнали о многих производствах, существовавших в поселке, но и увидели образцы производимой продукции: сумки, ранцы, обувь, изделия гончарного и столярного производства. Во время урока задавались вопросы по теме, а ответ был зашифрован в пазлах, которые в конце занятия собирали несколько  учеников.

Очень познавателен был урок по краеведению с презентацией «Остановиться, оглянуться…» Ребята с интересом вглядывались в слайды, на которых запечатлены старинные особняки поселка,  слушали рассказы о жизни их хозяев.

Отдельной темой была рассказана и показана в слайдах история некогда большой и богатой деревни Бардицы.

Под рубрикой «Люди знатного села» мы знакомим учащихся с жизнью известных земляков, прославивших нашу малую родину.  Тематические уроки были посвящены художникам – уроженцам наших мест – Заслуженному художнику РСФСР А.П.Зарубину и  самобытному  художнику П.Н.Белякову, скульптору-керамисту П.М.Кожину, писателю и краеведу К.А.Кислову.

Интересным и познавательным был урок об истории моды – от Древнего Рима и до 20 века.

Благодатной почвой для уроков патриотической направленности является  Скобелевская тема. Великому полководцу  было посвящено несколько проектов. Они назывались «Кабинет генерала Скобелева», «Равный Суворову», «Генерал от инфантерии М.Д. Скобелев — последний эпический герой».

В августе этого года исполнилось 175 лет со дня рождения Михаила Дмитриевича. К юбилею подготовлен проект о жизни и деятельности Белого генерала «России воин и заступник».

И конечно, мы не обошли вниманием Шереметевых. Цикл тематических уроков «Листая истории страницы…» посвящен знаменитому дворянскому роду.

Для обучающихся младших классов проводилсь тематические экскурсии «Я поведу тебя в музей…», «Художник  и мир животных» (на основе работ скульптора-керамиста П.М.Кожина), «Орнамент – стиль эпохи» (в качестве иллюстраций – мозаичные полы замка), «Мир природы дарит нам материалы для творчества», «Крепостные стены», «Территория усадьбы», «Сложный мир исторической картины», «О чем рассказали гербы».


Используем мы и такой обучающий метод как мастер-классы. Были проведены занятия по раскрашиванию пасхальных яиц,  по изготовлению славянских кукол-оберегов.

К Пасхальному празднику был объявлен конкурс детских поделок, из которых потом была оформлена выставка. Все участники получили дипломы, а победители еще и призы.

Как правило, на проводимых уроках не бывает пассивных слушателей. Дети отвечают на вопросы и задают их, выполняют задания.